Суть религии в его работе «Навязчивые действия и религиозные обряды» заключается в том, что религия является защитным механизмом от истинных влечения человека, которых он опасается с давних времен. Фрейд сравнивает навязчивые действия с религиозными обрядами и определяет, что навязчивые действия являются индивидуальными религиозными обрядами, а религиозные обряды — это общественные навязчивые действия.
Суть религии в его работе «Навязчивые действия и религиозные обряды» заключается в том, что религия является защитным механизмом от истинных влечения человека, которых он опасается с давних времен. Фрейд сравнивает навязчивые действия с религиозными обрядами и определяет, что навязчивые действия являются индивидуальными религиозными обрядами, а религиозные обряды — это общественные навязчивые действия.
Религия является защитным механизмом от истинных влечения человека, которых он опасается с давних времен.
В своей работе «Тотем и табу» Фрейд рассматривает религию, в данном случае тотемизм, как осознание вины и раскаяния. Тотемистическая религия рассматривается Фрейдом как способ загладить вину за совершенное преступление с помощью дальнейшего послушания и поклонения. Разница между двумя взглядами Фрейда на религию в том, что в первом случае важную роль играет бессознательная психическая установка, а во втором — психологический конфликт.
Очередная версия происхождения религии вышла в свет в 1927 году в работе «Будущность одной иллюзии». Данная теория основывается на том, что человек изначально испытывает страх перед непонятными и необъяснимыми вещами и его поклонение силам природы в этом аспекте весьма оправдано. Человеку необходимо чувствовать себя защищенным перед этими силами, поэтому он их одушевляет и делает понятными для себя.
Сам Фрейд не раз заявлял, что он является атеистом, это четко прослеживается в его желании объяснить религию с точки зрения психоанализа и влияния бессознательного. Он считал религию всеобщим неврозом, а в качестве лечения предлагал вытеснение бессознательного и замена его рациональным подходом
Очень важную роль в жизни человека играет инстинкт самосохранения и, естественно, связанное с ним чувство страха. Страх является отличной почвой для процветания религии. Чтобы рассмотреть подробнее этот вопрос нужно обратиться к древности. Откуда взялась религия? Очевидно, что люди, когда у них еще не было глубоких познаний в науке, пытались объяснить явления, которые они считали сверхъестественными и которых боялись. Например, боялись они молнии, придумали бога этой молнии, который наказывает их таким образом за «непослушание». Естественно, со временем развития общества, нашлись люди, которые смогли этот страх обратить в свою пользу, с этого момента и начинает развиваться религия.
Но страх, который церковь использует в своих целях это не инстинкт самосохранения, а страх смерти, страх того, что, по сути, неизбежно. Обычно, сильные духом люди и сами в состоянии справиться с этим страхом, потому что на самом деле он возникает из-за того, что человек боится за свое «я». Когда человек ощущает себя частью чего-то целого, когда у него есть цель в жизни и он не чувствует себя брошенным и покинутым, он способен преодолеть этот страх. Но если человек морально неустойчив и у него есть, как ему кажется, неразрешимые проблемы, то манипулировать им проще простого. Он готов верить во все, что угодно, если ему это приносит хотя бы малейшее, пуска и иллюзорное, облегчение.